Бабушка Тоня Суздальская.
В городе Суздаль жила бабушка Антонина Петровна Макарова. И хотя она была местной достопримечательностью, о которой писали и снимали сюжеты, она была в стороне от этого и жила не для славы и популярности. Антонина Петровна в прошлом старший научный сотрудник опытной сельхозстанции, более двадцати лет работала внештатным экскурсоводом Владимиро-Суздальского музея-заповедника. А потому и всегда охотно давала туристам любую историческую справку о своем городе. Подняла двух сыновей, а к ним прибавилось пять внуков и два правнука. Сыновья, как и мать, тоже помогают детям-сиротам.
Все выходные торговала у церкви Покрова Пресвятой Богородицы: продавала волшебные валеночки. Сувениры. Пара маленьких валенок – сто рублей. Ее бизнес был успешен, потому что все знали: баба Тоня опекает семь детских домов Владимирской области. Для нее там все — внучата.
«Весь мой товар помещается в маленькую сумочку. Но если я продам все, что у меня в этой сумочке, вы наверное удивитесь, я одену не менее 20 детишек детского дома».
У нее были живые глаза и вдумчивая, очень разумная речь интеллигентного человека.
О валенках говорила реалистично:
«Это неинтересная, удручающая своей бестолковостью работа. Если бы она не приносила мне такой доход, не помогала с сиротами, мне бы она была тяжела. Но так как она все-таки помогает людям, помогает сиротам, я аккуратненько валяю и валяю…»
День за днем, по пять пар в день — чтобы потом в выходные стоять, на морозе торговать, а после по магазинам отовариваться и коробки с подарками развозить по детским домам.
Но бабу Тоню любили не за то, что она снабжает детей одеждой и сладкими фруктами. Она — всеобщая бабушка, которая знала всех поименно, которую ждали, для которой устраивали детские спектакли, ради которой дети хотели учить стихи и разучивать танцы. В детских домах баба Тоня не просто гость, в шутку ее здесь называли ревизором: она запросто могла наведаться без предупреждения, и если что-то не так, холодная еда в тарелках, или детская одежда не отглажена, — она при всей своей доброте молчать не будет. И ее слушали. РОНО обычно звонили после ее визитов: «Как Антонина Петровна? Довольна ли она вами?»
«Жизнь тогда кончается, когда ты прекращаешь делать добро и заботиться о людях. Тогда ты уже не живешь: зачем ты нужна? Если я в этот день никому ничего хорошего не сделала, я думаю: «Да Боже мой, да Бог меня накажет! Зачем же он дал мне этот день?»
Баба Тоня детским домам помогала больше сорок лет. Для Антонины Петровны Макаровой жизнь была — очень простой и понятной вещью. Делай каждый день добро, заботься о людях — это и есть настоящая, самая правильная жизнь.